Очевидно, для создателей спектакля важно не просто высветить проблему современности, но не менее важно попытаться разобраться в причинах, понять, какие обстоятельства жизни сформировали сегодняшнего человека.
26-го июля состоялась премьера спектакля-вербатима «Оптимист» Понятного театра. В высказываниях участников коллектива о концепции театра видится желание говорить со сцены о сегодняшних проблемах и, воздействуя на сердца и умы современных зрителей, по капле менять ситуацию в обществе. Это реализуется в практике театра: так, в основу «Оптимиста» лег подлинный монолог, прошедший минимальную драматургическую обработку.
Режиссер Руслан Колоусов совместно с драматургом Евгением Ионовым построил спектакль как столкновение двух мировоззрений, двух персонажей, один из которых ищет правду и вечно сомневается, а второй, обладая недюжинным жизненным опытом, не оставил себе повода для сомнений. Эта сшибка противоположностей обнаруживается и в способе существования актеров: персонаж Ивана Чепуры обращается к зрительному залу, у него живые глаза. В самом начале спектакля он обнажает механизм своей роли, сообщая, что он Артист и задача его в спектакле поведать историю Славы и выступить его антагонистом. У Славы (Антонис Шаманиди) неподвижный взгляд поверх зрительских голов, скупая мимика и жестикуляция, он сконцентрирован на своих воспоминаниях.
Спектакль, начавшийся актуальной темой военных действий на Донбассе, продолжается рассказом о детстве и юности Славы, о скитаниях по детдомам и о людях, повлиявших на жизнь героя. Повествование неровное, скачущее, как и положено рассказу в жизни, с подробностями, узнаваемыми родившимися в 90-х. Очевидно, для создателей спектакля важно не просто высветить проблему современности, но не менее важно попытаться разобраться в причинах, понять, какие обстоятельства жизни сформировали сегодняшнего человека. Художник-постановщик спектакля Ильшат Вильданов создал пространство, одновременно напоминающее студию телевизионного ток-шоу и уютную домашнюю гостиную с диванами и пледами. Так в эпоху «Большой стирки» размываются границы личного и общественного. На больших плазменных экранах – лицо Славы в реальном времени, туда же выводится видеохроника из Донбасса, интервью воспитанника детского дома, запись праздника в благотворительном фонде.
Режиссер «Оптимиста» далек от желания убеждать в чем-то зрителя, в его отказе от навязывания своего ощущения происходящего чувствуется уважение к зрителю и вера в его способность на основе фактов составить для себя картину современности.
/Дина Тарасова/